ТАТЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Татевский монастырь находится к югу от одноименного села Татев, в 25км от г. Горис. Это один из шедевров сюникской архитектурной школы, включающий церковные и светские строения различных периодов времени. Монастырский комплекс расположен на хорошо защищенном мысе-плато, окруженном с восточной и юго-западной сторон ущельями, в особенности, со стороны глубокого ущелья реки Воротан. В тех местах, где отсутствует есстественная защита, выстроены мощные монастырские стены с бойницами. Вместе с этим, монастырь гармонично вписывается в восхитительную горную панораму, тем самым, создавая неповторимый образец гармонии рукотворного и нерукотворного.

Татевский монастырь бык основан в 895-—906 годах сюзереном Сюника Ашотом и его женой Шушан, а также князем Гегаркуника Григором Супаном II и князем Балка Дзагиком.

Еще начиная с раннего средневековья место, где находится Татевский монастырь являлся известным местом паломничества. Здесь находится могила Св. Евстафия, ученика одного из первых проповедников христианства в Армении - апостола Фаддея. В 4 веке над могилой принявшего мученическую смерть святого был возведён храм, освященный крестителем Армении Св. Григором Лусаворичем (Св. Григорий Просветитель). Руины этого храма сохранились за крепостными стенами недалеко от входа в обитель. От имени Св. Евстафия, по одной из версий, и происходит название монастыря – с армянского Евстате(в)ос. По другой версии о происхождении названия обители, “Татев” переводится с армянского, как “дающий крылья”. Согласно преданию, после завершения работы, мастер-строитель встал на край ущелья, перекрестился и произнёс: “Огни, Сурб, та тэв” (“Да ниспошлет Святой Дух крылья!”), — и бросился в бездну. И вдруг у мастера выросли крылья и он воспарил и улетел, а построенный им монастырь назвали Татев.

С середины 10 века изначально существовашие церковные и вспомогательные постройки были снесены и на их месте были возведены новые строения. В данный период времени Татевский монастырь переживал бурный расцвет, приобретая первостепенное значение в качестве одного из важнейших духовных и культурных центров средневековой Армении. Можно лишь отметить, что в обители проживало около тысячи человек. Одновременно, монастырь был крупным феодальным землевладетелем. Ему платили своеобразную “подать” сотни сел Сюника (в 13 веке монастырь собирал налоги с 680 окрестных деревень), а получаемые с них урожай и другие натуральные сборы составляли основу хозяйства многочисленного монастырского братства, что предоставляло широкие возможности для развертывания масштабной строительной и иной деятельности. В эпоху развитого средневековья, в 12-15 вв., Татевский монастырь становится более известен в качестве крупного центра науки. В 1373 году Ованесом Воротнеци в обители был основан Татевский университет, просуществовавший до 1435 года и в течение полувека остававшийся единственным действующим университетом Восточной Армении. Обучение длилось 7-8 лет. В университете преподавали философию, теологию, грамматику, физику, математику и астрономию, каллиграфию, родную речь, литературу, историю и архитектуру, обучали искусству миниатюры и стенной росписи, основам живописи и технике оформления книг. Именно при университете развивалась татевская школа миниатюры. Монастырь имел очень богатую библиотеку-книгохранилище (матенадаран) рукописей. Начиная с 12 века Татевской монастырь являлся центральной резиденцией Сюникской епархии Армянской Апостольской Церкви. В 1435 году обитель была разрушена и сожжена Шахрухом, младшим сыном и преемником Тамерлана. Однако как после этоготак и после других вражеских нашествий, а также несмотря на неоднократные стихийные бедствия, в частности разрушавшие строения землетрясения, обитель продолжала свое служение и дошла до наших дней в качестве действующего духовного центра.

Архитектурный комплекс монастыря включает церкви Св. Петра и Павла (Сурб Погос-Петрос), Св. Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич), Св. Богородицы (Сурб Аствацацин), усыпальницу Св. Григора Татеваци, Гавазан (столп), наземые и подземные строения хозяйственного и служебного назначения, монастырские стены и потайные ходы, а также Татевскую пустынь и здание маслодавильни (17в.), расположенные за монастырскими стенами, отдельно от основной группы памятников.

Храм Свв. Петра и Павла (Сурб Погос-Петрос) представляет собой главное архитектурное сооружение монастыря. Возведенный в 895—906 годах, на закате арабского владычества, собор явился свидетельством возрождения Армянского царства. Зодчие уделили особое внимание убранству храма, служившего главным собором Сюникского княжества. В 930 году внутренние стены храма были украшены фресками (на сегодняшний день практически полностью утрачены). Справа от алтарной апсиды находится гробница Св. Григора Татеваци, последнего канонизированного святого Армянской апостольской церкви. Это скромное сооружение-мартирий с арочным перекрытием и куполом было возведено над могилой известного средневекового учёного, богослова и педагога, ректора Татевского университета Григора Татеваци в конце 18 века.

Церковь Св. Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич) является наиболее ранним из сохранившихся культовых сооружений монастыря. Согласно летописным источникам, настоящее здание церкви с притвором с западной стороны, примыкающее к южному фасаду главного собора, было возведено при епископе Айрапете и при содействии Степаноса Орбеляна в 1295 году на месте построенного в 836—848 годах и разрушенного в результате землетрясения 1139 года сюникским князем Пилиппе строения, в свою очередь возведенного на месте более древнего храма, разрушенного в результате опустошительных нашествий турок-сельджуков. При этом, в конечном итоге, была сохранена и воссоздана композиция однонефного зала древней церкви и сохранено прежнее название храма Св. Григора.

Церковь Св. Богородицы (Сурб Аствацацин) является наименьшей по размерам из трёх церквей Татевского комплекса. Церковь была возведена в восьмидесятые годы 11 века у крепостной стены, над древней монастырской гробницей. Строение имеет вертикально ориентированные пропорции, что является редким явлением в армянской архитектуре.

Архитектурное посвящение Святой Троице – Гавазан, или как его иначе называют - “Живой Посох”, представляет собой увенчанный хачкаром уникальный качающийся столп, воздвигнутый в 904 году по соседству с резиденцией епископа. Восьмигранная каменная колонна опирается на восьмигранный пьедестал. Благодаря филигранному мастерству древних зодчих, с ювелирной точностью вычисливших параметры соответствия между силой тяжести самого монумента и его объёмами, обеспечивающими стабильное вертикальное положение, установленный на шарнире столп способен раскачиваться. Колонна приходила в движение даже во время самого слабого землетрясения или когда дрожала земля при приближении вражеских войск, тем самым предупреждая монахов и местных жителей об опасности.

К пустыни Татева, расположенной гораздо ниже основного монастыря в ущелье реки Воротан, вёл трёхкилометровый подземный ход, который в настоящее время завален. Татевская пустынь была основана в 14 веке монахами разрушенного землетрясением монастыря Аранц. Известно, что Татевская пустынь была разрушена тремя последовательными землетрясениями, при этом никто из монахов не пострадал, за исключением старца, не пожелавшего уходить из старой пустыни и погибшего в результате третьего землетрясения.

16 октября 2010 года поблизости от Татевского монастыря была открыта самая протяженная в мире канатная дорога “Крылья Татева” длиной 5,7 км, проложенная над Воротанским ущельем на высоте до 320м.

Несмотря на уже проведенные на территории монастырского комплекса реставрационные работы, в настоящее время, капитальные работы по восстановлению монастыря продолжаются.

КОНТАКТЫ

Если Вам необходима более подробная информация свяжитесь с нами:
info@christiantours.ru

© CHRISTIAN TOURS - ГИД ПО ХРИСТИАНСКОЙ АРМЕНИИ. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

TOP