Christian Tours - Гид По Христианской Армении

МОНАСТЫРЬ БХЕНО НОРАВАНК

Монастырский комплекс Бхено Нораванк расположен на окруженном лесистыми ущельями треугольном плато, на высоком правом берегу реки Воротан, в 3-4км к востоку от села Бардзраван (Ерицатумб). Монастырь занимает особое место как среди памятников средневековой сюникской школы архитектуры, так и армянского зодчества, в общем. Считается, что руины этого “затерянного во времени и пространстве” монастыря были случайно обнаружены в 1920 году известным писателем-прозаиком Акселем Бакунцем.

Монастырь неоднократно перестраивался и дошел до нас в полуразрушенном состоянии. Сохранилась только церковь со своими залами, руиины жилых и хозяйственных построек, прослеживаются следы монастырской стены.

Согласно письменным источникам, в частности, по свидетельству историка Степаноса Орбеляна (13-14вв.), монастырь был основан в 936 году, при содействии князя Граата, священиком Степаносом из рода Сисакан, который был захорен здесь же после своей кончины. Спустя некоторое время, стараниями священнослужителей Геворга и Ованнеса, была возведена удивительная по своей изящности церковь, которая, в дальнейшем, была с севера, юга и запада окружена залами. О том что строительство комплекса осуществлялось в несколько этапов свидетельствуют как отличия в строительной технике, так и разница в стиле оформления, к примеру, входов церкви и западного зала. Согласно лапидарной надписи, строительные работы были завершены в 1062 году при царе Сюника Григоре 1-ом Ашотяне и патриаршестве сюникского епископа Тер Ована.

К строениям первого строительного периода, вероятно, относятся церковь, зал, притвор и некоторые, еще не раскопанные, служебные постройки. Согласно исследованиям, первоначальная церковьпредставляла собой небольшое, прямоугольное строение с двускатной кровлей, выступающими восточными приделами и широкими боковыми аркадами. Построенная из белого известняка церковь, уже в 11 веке находилась в ветхом состоянии, и после основательной реконструкции 11 века, по своей композиции и убранству, Церковь Св. Степаноса Нахавки стала в ряд оригинальных и редких образцов армянского церковного зодчества.

Построенная из крупных камней базальта здание Церкви (3.04x5.1x5.5м)  композиционно представляет собой однонефный сводчатый зал. Пристроенные вдоль северного и южного фасадов залы с алтарными апсидами в их восточной части, примыкающий по всей длине западного фасада притвор с большим арочным проемом в центре, а также два дополнительных прямоугольных помещения обьединенны общей двухскатной черепичной кровлей и находятся в объемно-пространственном единстве с церковью. Окруженной залами, центральное внутреннее помещение церкви имеет небольшие размеры (3,0х3,2м) и соответственно – маленькую полукруглую апсиду (2,46м) с нишами. Большие арочные проемы, два из которых занимают всю плоскость северного и южного фасадов преобразуют церковь в своеобразный обширный открытый портик, который, как предполагается, предназначался для находящихся снаружи прихожан, делая и их участниками богослужения.

В целом, имеющий простые архитектурные формы памятник, выделяется богатством художественно-выразительных средств. Особо выделяются роскошно оформленный портал западного фасада церкви, увенчанный верхним карнизом, мотивы убранства которого (бисер, меандр) восходят к мотивам античного искусства: две стороны арочного входа, полуколонны с капителями, мотивы декора которых встречаются в некоторых памятниках первой половины 11 века (Анийская церковь Св.Аракелоц, Бжнийская церковь Св.Богородицы). Можно также отметить украшенные изящным растительным орнамнтом капители притвора. Каменные плиты облицовки внешней стены церкви украшали восемь высокохудожественных горельефных изображений жития Христа (по стилю, связанные с татевской школой настенной живописи и миниатюры), из которых на месте остались только две плиты - горельефы Христа с двумя ангелами и Богоматери (“Вознесение” и “Благовещение”), остальные плиты упали и находятся на территории церковного двора.

В целом, Бхено Нораванк занимает свое особое и неповторимое место в ряду лучших образцов армянского церковного зодчества, как в ракурсе оригинальности архитектурно-пространственной композиции, так и с точки зрения богатства и изящества  художественно-выразительных средств.

В 1959-1961 гг. в монастыре Бхено Нораванк были проведены частичные ремонтно-восстановительные работы – укреплены фундамент восточной стены,венчающие фасады карнизы, кровля и др., а в 2011 году были проведены работы по очистке кровли и осуществлена гидроизоляция плит облицовки.

С монастырем Бхено Нораванк связана еще одна интересная история. Долгое время оставалось неизвестным, где был написан “Эчмиадзинский завет” – признанная редчайшим шедевром искусства, лучшая рукопись 10 века с переплетом из слоновой кости, написанная на высочайшего качества пергаменте и украшенная высокохудожественными миниатюрами. Об этой рукописи было написано много исследований, и хотя из текста заметок самой рукописи было известно, что она была написана в 989 году в монастыре Бхено Нораванк писцом Ованнесом и находилась у священника Степаноса, ввиду того, что сведений о местонахождении монастыря не сохранилось, только после его случайного обнаружения и благодаря уточнению названия, времени строительства и имени строителей монастырского комплекса, была решена также и эта проблема и “Эчмиадзинский завет” вновь обрел свой “родной дом”.

КОНТАКТЫ

Если Вам необходима более подробная информация свяжитесь с нами:
info@christiantours.ru

© CHRISTIAN TOURS - ГИД ПО ХРИСТИАНСКОЙ АРМЕНИИ. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

TOP