ЕРЕРУЙКСКИЙ ХРАМ

Ереруйский храм расположен на восточной окраине села Анипемза, на небольшой скалистой возвышенности левого берега реки Ахурян, в 50 км к юго-западу от г. Гюмри. Село было основано в 4 веке князьями Камсараканами, оно расположено всего в 7-8 км. от древней столицы Армении города Ани (сегодня, на территории современной Турции).

Ереруйский храм или Ереруйкская базилика - это один из важнейших памятников церковной архитектуры Армении раннего средневековья (и не только Армении). Храм, является одним из классических образцов базиличных церквей раннехристианского периода, при этом, занимая в этом ряду свое особое место в качестве одного из самых ранних и самого большого по размерам сохранившихся христианских комплексов Армении. Хотя о времени возведения храма не сохранилось упоминаний в письменных источниках, такие известные исследователи как Н .Мар, Н. Буниатян, Н. Токарский, А. Сагинян и др., основываясь на данные архитектурного анализа памятника, датируют его 5-6вв, некоторые же исследователи относят сооружение храма даже к концу 4 века. Считается также, что храм был возведен на месте важного по значимости дохристианского святилища.

По свидетельству лапидарной надписи 10 века, обнаруженной Н. Марром при раскопках 1908 года, Ереруйская базилика упоминается под именем Св. Карапета. А уже в более позднее время, в период армянского царства Багратидов 10-11вв. и в эпоху позднего средневековья, храм упоминается как церковь-монастырь Св. Троицы. Согласно народной этимологии, наименование храма связано с тем, что вследствии оригинального архитектурного решения внешних колонн, издали создается впечатление, что все сооружение как-будто бы “колышется” и “дышит”.

Ереруйкский храм имеет шестиступенчатое основание-стилобат  (точнее, от 5 до 7 ступеней, в зависимости от особенностей рельефа и планировки).  Посредством трех пар двурядных пилонов Т-образной формы, удлиненной формы молельный зал разделен на три нефа - центральный и боковые. Центральный неф, в три раза превосходящий по ширине боковые, с восточной стороны ограничивается алтарной апсидой в форме полукруга, по обеим сторонам которой расположены двухэтажные приделы. Судя по оставшемуся фрагменту западной стены, средний неф имел более высокое двускатное деревянное перекрытие и возвышался над кровлей остальных двух нефов. Расположенные в восточной и западной части двухэтажные помещения-приделы, соединялись с основным помещением посредством внешних открытых арочных галлерей-портиков (не сохранились),  примыкающих извне к основному строению с южной, западной и северной сторон. При этом, южная и северная галлереи-колонные залы, расположенные между выступами восточных приделов и двумя угловыми помещениями западного крыла, ограничивались с восточной стороны полукруглыми нишами, а западный портик, распологался между угловыми помещениями западного крыла, полностью реконструированного в 6-7 вв., в результате чего и появилась трехарочная открытая галерея-притвор. Два из трех входов в молельный зал были открыты с юга, один – с запада, при этом западные порталы оформлены в качестве парадных входов. Внутреннее помещение освещалось различными по форме и размерам окнами, из которых большие размеры имеют 4 южных и 5 западных окна, а также восточное окно, освещающее алтарную апсиду. Редким явлением среди памятников раннего средневековья Армении являются фронтоны церкви, аналогии которых встречаются только в Текорском, Аванском и Лернакертском храмах. На сегодняшний день, кровля здания полностью обрушена. По мнению Тораманяна и Новелло, кровля была деревянной и покрыта сверху черепицей, другие же исследователи, такие как Токарский и Хачатрян считают, что крыша была сводчатой. На наиболее сохранившемся северном фасаде отчетливо прослеживаются следы неоднократных восстановительны работ раличных периодов. К примеру, почти до половины кладки выше стилобата является изначальной, а поверх этого уровня – результат реконструкции 6-7вв.

Что касается художественно-выразительных средств, то в скромном и, вместе с тем, отличающимся особым изяществом убранстве памятника, все декоративные элементы имеют большую художественную ценность. В основном, выделяются южный и западный фасады с порталами. Фасадную часть купола опоясывает зубчатый карниз. Пилястры с двух сторон главной алтарной апсиды и арки в форме подковы имеют орнаментированные капители с изображением равнокрылых крестов по центру. По всей видимости, внутрення поверхность купола была росписана фресками. Многие решения архитектурных деталей Ереруйка, в дальнейшем, стали основополагающими для армянской архитектуры.

Построенная из чистотесаных камней красноватого туфа Ереруйская трехнефная базилика представляла собой обширный и многофункциональный церковный комплекс, изначально обнесенный крепостной стеной и имеющий искусственное озеро-водохранилище, следы дамбы которого были обнаружены во время раскопок 1948 года. За  крепостной стеной сохранились следы многочисленных иных строений и подземных помешений-камер, подчас невыясненного назначения, а также редкое для Армении той эпохи обширное поле захоронений с пьедесталами для памятников.  А чуть поодаль к юго-востоку, около дамбы, были обнаружены следы целого древнего поселения. Сохранились также несколько лапидарных надписей на армянском языке, в частности, на фасаде южной стены от 1038 и 1201-1212гг. и одна на греческом языках (на фасаде южной стены, 7 век). По левую сторону одного из западных порталов сохранилась надпись, в которой упоминается о средствах выделенных в 11 веке на восстановительные работы супругой царя Армении Ованнеса-Смбата Багратуни.

На территории Ереруйской базилики неоднократно проводились раскопки и археологические исследования: в 1908, 1928, 1948гг. и далее. С 2009г., на территории древнейшего христианского комплекса проводятся постоянные археологические исследования. Но несмотря последовательные археологические изыскания, храм пока еще недостаточно исследован и подчас новые находки открывают намного больше вопросов, чем ответов и задают новые загадки для исследователей. К примеру, на территории комплекса было обнаружены многочисленные захоронения новорожденных младенцев 5-6вв.  Существует версия, что такое количество данных могил связано с именем Св. Карапета, в честь которого и был изначально назван Ереруйский храм. Возможно, что не достигших возраста 40 дней и поэтому еще некрещенных младенцев хоронили десь, чтобы их покровитель Св. Карапет- Св. Иоанн Креститель крестил их уже на небесах.  Были обнаружены также особые захоронения знатных особ.

Исходя из археологичрских данных, можно констатировать, что период расцвета Ереруйского комплекса пришелся именно на эпоху раннего средневековья. И, хотя и в дальнейшем, храм оставался действующим духовным центром и переживал периоды оживления, в частности, в 10-11 вв. во времена Армянского царства Багратидов, или в 13 веке, все-таки его значение несколько уступало начальному периоду своего расцвета.

Несмотря на то, что в 1928-29, 1948, 1958, 1964-65 гг. были предприняты чатичные  восстановительные работы, они остались незавершенными. На сегодняшний день, памятник находится в полуразрушенном состоянии и существует опасность его дальнейшего разрушения.

Остается добавить, что Ереруйская базилика предложена для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

КОНТАКТЫ

Если Вам необходима более подробная информация свяжитесь с нами:
info@christiantours.ru

© CHRISTIAN TOURS - ГИД ПО ХРИСТИАНСКОЙ АРМЕНИИ. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

TOP